Положение об организации деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров

 

I. Общие положения

1. Настоящее положение определяет порядок организации производственного процесса по выращиванию и дальнейшей переработке хлопка на основе кластерного подхода.

Настоящее положение не распространяется на деятельность государственных хлопковых кластеров, организованных АО «Узпахтасаноат» или на базе его областных подразделений.

2. В настоящем положении используются следующие понятия:

хлопково-текстильное производство – кооперационная деятельность текстильного предприятия и фермерских хозяйств, организованная на основе заключения прямых договоров контрактации по выращиванию фермерскими хозяйствами хлопка-сырца и его поставке текстильному предприятию для дальнейшей глубокой переработки, как правило, на собственных производственных мощностях. Хлопково-текстильное производство может осуществлять одновременно самостоятельную деятельность по выращиванию хлопка-сырца на выделенных в установленном порядке земельных площадях;

хлопково-текстильный кластер (кластер) – деятельность текстильного предприятия, охватывающая самостоятельное выращивание хлопка-сырца на выделенных в установленном порядке земельных площадях и последующей его глубокой переработкой, как правило, на собственных производственных мощностях;

заявитель – юридическое лицо или консорциум юридических лиц, подавших заявление о создании хлопково-текстильного производства или кластера;

участники – юридические лица и фермерские хозяйства, участвующие в хлопково-текстильном производстве или кластере;

организатор – текстильное предприятие, организовавшее хлопково-текстильное производство и/или кластер;

инфраструктура хлопково-текстильного производства
и кластера 
– движимое и недвижимое имущество в виде основных фондов хлопково-текстильного производства (кластера), используемое для выращивания, переработки, хранения и транспортировки хлопка-сырца
и другой побочной сельскохозяйственной продукции, а также производства текстильной и/или швейно-трикотажной продукции.

 

II. Предоставление права по организации хлопково-текстильного производства и кластера

3. Организация хлопково-текстильных производств и кластеров осуществляется исключительно во взаимоувязке с размещением посевов хлопка-сырца с учётом севооборотов.

В этих целях Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей в срок не позднее 1 сентября предшествующего года вносят в Кабинет Министров предложения о размерах и размещении площадей под посевы хлопка-сырца следующего года с указанием площадей, свободных от договорных отношений с фермерами, другими сельскохозяйственными производителями, а также площадей, свободных от договорных отношений между фермерами и хлопково-текстильными производствами и кластерами.

4. Землями, свободными от договорных отношений с фермерами, другими сельскохозяйственными производителями, а также от договорных отношений между фермерами и хлопково-текстильными производствами и кластерами считаются:

земли, ранее не выделенные или не прикрепленные к хлопково-текстильным производствам (кластерам) для самостоятельного выращивания или закупки у фермеров по договорам контрактации хлопка-сырца;

вновь осваиваемые или восстанавливаемые земли, на которых ранее или в течение длительного времени не выращивалась сельскохозяйственная продукция;

земли, изъятые у фермерских хозяйств в связи с грубым систематическим нарушением договора аренды земли;

земли, изъятые у хлопково-текстильных кластеров, либо открепленные от хлопково-текстильных производств в связи с с грубым систематическим невыполнением договорных обязательств;

участки земель, предоставленные государственным хлопковым кластерам, которые Совет Министров республики Каракалпакстан и хокимияты областей определяют для передачи хлопково-текстильным производствам (кластерам).

5. Информация о землях, свободных от договорных отношений с фермерами, другими сельскохозяйственными производителями, а также от договорных отношений между фермерами и хлопково-текстильными производствами и кластерами не позднее 15 сентября предшествующего года размещается в средствах массовой информации, в том числе электронных для открытого доступа.

6. Предоставление права по организации хлопково-текстильного производства и кластера осуществляется путем принятия соответствующего решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, на основе ходатайства Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей и решения специальной рабочей группы при Кабинете Министров.

7. Для получения права по организации хлопково-текстильного производства и кластера заявитель обращается с письменным заявлением в Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей не позднее 1 октября предшествующего года. .

8. К заявлению прилагаются следующие документы:

свидетельство о государственной регистрации участника–организатора;

бизнес-план (не менее чем на три года) по организации деятельности хлопково-текстильного производства и/или кластера с указанием размера и размещения запрашиваемых площадей с разбивкой для собственного производства и на основе прямых договоров с фермерами,  прогнозных показателей урожайности и объемов выращивания хлопка-сырца, количественных и качественных его первичной переработки, производства и экспорта текстильной и/или швейно-трикотажной продукции по стадиям переработки, параметров создания новых рабочих мест, а также источников финансирования;

потребность в земельных площадях для размещения инфраструктуры, необходимой для организации хлопково-текстильного производства и/или кластера, и запрашиваемое их месторасположение;

справка обслуживающего банка заявителя по его оборотам за последние 12 месяцев и оценки финансового состояния;

информация о существующих производственных мощностях заявителя по переработке хлопка-волокна и производству текстильно-трикотажной продукции, а также (по желанию) другом имеющемся имуществе заявителя.

9. Основными критериями предоставления заявителю права по организации хлопково-текстильного производства и кластера являются:

наличие у заявителя производственных мощностей по переработке и/или углубленной переработке хлопкового волокна;

наличие подтвержденных достаточных собственных либо заемных финансовых средств для реализации бизнес-плана по организации хлопково-текстильного производства и/или кластера, предусматривающего, в том числе, этапы углубленной переработки хлопкового волокна до готовых изделий (включая на кооперационной основе), мероприятия по улучшению мелиоративного состояния и качества земельных площадей, росту урожайности хлопка-сырца, внедрению современных водо- и ресурсосберегающих технологий, повышению уровня механизации сбора хлопка-сырца и др.;

наличие экспортных контрактов по реализации текстильной продукции, преимущественно глубокой стадии переработки.

10. Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления изучают на основании прилагаемых к заявлению документов, а также с приглашением заявителя для презентации, соответствие заявителя установленным критериям и сообщают заявителю о приеме документов для последующего принятия решения, либо их возврате в связи с неполнотой представления либо несоответствия критериям.

Заявитель имеет право повторной подачи заявления после исправления недостатков, но не позднее 1 октября предшествующего года.

11. При наличии более одной заявки, соответствующей критериям и претендующей на одни и те же земельные площади, а также невозможности урегулирования вопроса между заявителями путём замены заявленного месторасположения на свободное, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей проводят конкурсное сопоставление заявок. При этом основными критериями для победителя являются (в порядке приоритетности):

обоснованные и подтвержденные объемы экспорта текстильной продукции в соответствии с бизнес-планом;

наличие устойчивых финансовых ресурсов для реализации бизнес-плана;

расчетная урожайность хлопка-сырца, применение современных агротехнологий, включая лазерную планировку, капельное орошение и другие;

практическая и успешная деятельность в запрашиваемом районе, необходимость дополнительного выделения (расширения) земель для обеспечения ресурсами введенных производственных перерабатывающих мощностей.

Заявитель, проигравший в результате конкурсного сопоставления сохраняет право на запрос свободных земельных площадей в другом районе, либо на апелляцию в специальной рабочей группе при Кабинете Министров.  

12. При принятии положительного решения в отношении конкретных заявителей Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хоким области направляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан ходатайство по организации хлопково-текстильного производства и/или кластера с приложением всех представленных заявителем документов.

К ходатайству Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан / хокима области также прилагается информация о согласии фермерских хозяйств в участии в хлопково-текстильном производстве и/или передаче организатору хлопково-текстильного кластера земель фермерских хозяйств, в том числе в результате невыполнения ими принятых обязательств по выращиванию и сбору хлопка-сырца.

13. Для рассмотрения ходатайств Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей по организации хлопково-текстильных производств и кластеров в Кабинете Министров Республики Узбекистан создается специальная рабочая группа во главе советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер (далее – Рабочая группа).

В состав Рабочей группы в обязательном порядке включаются представители Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Ассоциации «Узтекстильпром», АО «Узпахтасаноат», уполномоченных коммерческих банков. Персональный состав Рабочей группы утверждается Премьер-министром Республики Узбекистан.

14. Решение Рабочей группы оформляются протоколом, в котором указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности (с указанием причин) организации хлопково-текстильных производств и кластеров. Копия протокола Рабочей группы направляется в Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей.

В случае принятия решения о целесообразности организации хлопково-текстильного производства и/или кластера Рабочая группа подготавливает и вносит в установленном порядке Премьер-министру Республики Узбекистан соответствующий проект правительственного решения.

15. Основаниями для принятия решения о нецелесообразности организации хлопково-текстильного производства и/или кластера могут являться:

несоответствие заявителя установленным настоящим Положением критериям;

не предоставление в полном объеме требуемых документов, а также наличие в представленных материалах недостоверных, искаженных или фальсифицированных данных;

отсутствие у заявителя достаточного опыта и знаний в сфере сельскохозяйственного и текстильного производства;

неустойчивое финансовое состояние заявителя и неподтвержденность источников финансирования для реализации бизнес-плана по организации хлопково-текстильного производства и/или кластера;

наличие обоснованных и доказанных негативных фактов в деятельности заявителя.

16. В случае принятия решения о нецелесообразности организации хлопково-текстильного производства и/или кластера Советом Министров Республики Каракалпакстан или хокимиятами областей направляется уведомление заявителю об отказе в удовлетворении его заявления с указанием соответствующих причин.

 

III. Предоставление земельных участков для осуществления деятельности в форме хлопково-текстильного производства и кластера

17. Основанием для предоставления земельных участков для осуществления деятельности в форме хлопково-текстильного производства и кластера является решение Кабинета Министров Республики Узбекистан.

18. Земельные участки для хлопково-текстильного кластера предоставляются в установленном порядке в виде аренды на первоначальный срок в 5 лет с последующим продлением по итогам успешной работы до пятидесяти лет, но не менее, чем на тридцать лет. Условия аренды земельного участка должны учитывать требования севооборота.

Решение хокима района по предоставлению хлопково-текстильному кластеру земельного участка в аренду принимается в течение не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

На основе решения хокима района с кластером заключается договор об аренде земельного участка, в котором в числе прочих указываются площади земельных участков по категориям земель, качество орошаемых земель, сроки предоставления земель в аренду, права и обязанности сторон, ответственность хлопково-текстильного кластера за выполнение принятых обязательств по бизнес-плану и соответствие установленным критериям, а также в случае допущения ухудшения состояния земельных участков.

19. Закрепление земельных участков для организации хлопково-текстильного производства осуществляется путем предоставления права заключения между организатором и фермерскими хозяйствами прямых договоров–контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца сроком не менее чем на три года.

Успешно работающие хлопково-текстильные производства на основе решения хокима в районе основной деятельности имеют приоритетное право заключать договор аренды земельного участка, не обремененного другими обязательствами, на условиях хлопково-текстильного кластера.

Заключение договоров контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца между участниками хлопково-текстильного производства осуществляется не позднее десяти дней после принятия решения Кабинета Министров Республики Узбекистан по определению прогнозных объемов производства хлопка-сырца и сортовом размещении хлопчатника на новый урожай.

Договора контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца должны предусматривать предмет договора, количество, качество, стоимость (по сортам) продукции, общую сумму договора, порядок, форму и сроки расчетов, платежные и почтовые реквизиты, права и обязанности сторон, порядок и условия поставки продукции, пункты и период (сроки) приема-передачи (выполнения работ, оказания услуг), требования к таре и упаковке, имущественную ответственность сторон в случае неисполнения или недолжного исполнения договорных обязательств, порядок разрешения споров, а также другие существенные условия.

20. В случае, если в бизнес-плане или других документах, представленных заявителем для получения права по организации хлопково-текстильного производства и кластера, предусматривалась необходимость предоставления организатору земельных участков для размещения зданий и сооружений, то такие земельные участки выделяются из земель несельскохозяйственного назначения на основе соответствующего решения хокима района (города) без проведения аукциона или конкурсных торгов.

 

IV. Права и обязанности участников хлопково-текстильного производства и кластера

21. Организаторы хлопково-текстильного производства и кластера имеют право:

самостоятельно определять поставщиков товаров (работ, услуг) и потребителей своих товаров (работ, услуг);

размещать сельскохозяйственные культуры исходя из условий договора аренды на выделенных им земельных участках;

требовать от Министерства сельского хозяйства обеспечения в своевременном и в полном объеме семенами хлопчатника;

самостоятельно производить семенной хлопок-сырец;

внедрять севооборот на выделенных земельных участках для повышения плодородия почв, улучшения мелиоративного состояния земель
и проведения мер по охране земель при обязательном выполнении параметров бизнес-плана и договора аренды;

вносить по согласованию с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель района изменения в утвержденные агротехнологические карты;

использовать выделенные государством, в том числе через коммерческие банки, льготные финансовые ресурсы в соответствии с утвержденными (включая внесение изменений) технологическими картами;

требовать от Министерства водного хозяйства обеспечения своевременной поставки водных ресурсов;

осуществлять первичную переработку хлопка-сырца на хлопкоочистительном предприятии на давальческой основе либо на собственном или арендованном хлопкоочистительном предприятии;

свободно распоряжаться выращенной продукции и произведенными товарами (продукцией) за исключением вывоза за пределы республики хлопка-сырца и хлопкового волокна;

реализовывать объемы произведенного хлопкового волокна, превышающие потребность собственных производственных мощностей, отечественным потребителям через биржевые торги;

перерабатывать на собственных мощностях, либо реализовывать полученные семена хлопчатника масложировым предприятиям через биржевые торги или на давальческой основе
с последующей реализацией масложировой продукции через биржевые торги, а отходы переработки семян хлопчатника (шрот, шелуха) – по прямым договорам, в первую очередь фермерским хозяйствам, а также другим отечественным потребителям;

самостоятельно перерабатывать, реализовывать по прямым договорам или через биржевые торги дополнительную продукцию (линт, улюк и другие) отечественным потребителям.

22. Организаторам хлопково-текстильного производства также предоставляется право:

требовать в соответствии с заключенными договорами контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца исполнение обязательств со стороны фермерских хозяйств в части своевременного осуществления агротехнических мероприятий, внедрения инновационных методов выращивания хлопка, направленных на повышение урожайности и улучшения состояния почвы;

нанимать специалистов в сфере сельского хозяйства, в том числе хлопководства, и требовать выполнения со стороны фермерских хозяйств рекомендаций специалистов;

вносить предложения хокиму района по прекращению деятельности фермерских хозяйств, не выполнивших свои обязательства по договорам контрактации и не соблюдающих требования и рекомендации организатора хлопково-текстильного производства. Прекращение деятельности фермерских хозяйств не освобождает стороны от исполнения контрактных обязательств.

Организаторы хлопково-текстильного производства и кластера имеют также другие права, предоставленные им в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

23. Фермерские хозяйства, заключившие договора контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца в рамках хлопково-текстильного производства, имеют право:

требовать в соответствии с заключенным договором контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца исполнение организаторами хлопково-текстильного производства и кластера обязательств в части своевременного финансирования агротехнических мероприятий и затрат по внедрению инновационных методов выращивания хлопка;

обращаться к хокимам районов с заявлением о содействии и прекращении договора контрактации соответственно при задержке и неисполнении обязательств со стороны хлопково-текстильных производств и/или кластеров. Прекращение договора контарктации не освобождает стороны от выполнения контрактных обязательств;

финансировать на самостоятельной основе агротехнические мероприятия по выращиванию хлопка-сырца.

24. Организаторы хлопково-текстильного производства и кластера обязаны:

выполнять принятые на себя в заявлении и соглашении инвестиционные обязательства по созданию вертикально интегрированных производственных процессов по полной переработке производимого хлопка-сырца и выпуску текстильной и/или швейно-трикотажной продукции;

начиная с урожая 2020 года внедрять систему обязательной сквозной маркировки и автоматизированной системы учета производимого хлопкового волокна;

соблюдать требования договора аренды земель;

обеспечивать эффективное использование земель в соответствии с назначением, внедрение водосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве, применять современные технологии повышения плодородия почв;

повышать эффективность интеграции науки и производства в сельскохозяйственном и текстильной отраслях.

своевременно финансировать агротехнические мероприятия и осуществлять поставку товаров и материалов на основе заявок фермерских хозяйств;

своевременно осуществлять расчеты с сельскохозяйственными товаропроизводителями за поставленную сельскохозяйственную продукцию согласно договорам контрактации.

25. Фермерские хозяйства, заключившие договора контрактации по выращиванию и поставке хлопка-сырца в рамках хлопково-текстильного производства, обязаны:

обеспечить выполнение всех обязательств по договорам контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца;

соблюдать требований договора аренды земель;

обеспечивать эффективное использование земель в соответствии с назначением, повышение плодородия почв, применение водосберегающих и природоохранных технологий, предотвращение ухудшения в регионе экологического состояния в результате своей хозяйственной деятельности;

соблюдать требования хлопково-текстильного производства по выполнению агротехнических мероприятий, в том числе сортовое размещение хлопчатника, методы посева, обработку земельных площадей и другие меры, направленные на повышение урожайности и плодородия почвы.

 

V. Меры государственной поддержки

26. Денежные средства, имущество, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений, регуляторы развития растений, дефолианты и иные химические средства, передаваемые организаторами хлопково-текстильного производства фермерским хозяйствам, а также распределение чистой прибыли, не являются объектом налогообложения.

27. Организаторам хлопково-текстильного производства и кластера выделяются кредиты для финансирования выращивания и поставки им хлопка-сырца за счет средств Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Фонд) через обслуживающие коммерческие банки по процентной ставке не выше ставки рефинансирования, с предоставлением страхового полиса в качестве обеспечения. Для полного обеспечения финансирования нужд хлопково-текстильных производств и кластеров, коммерческие банки могут открывать для них кредитные линии, в том числе за счет ресурсов, привлекаемых от зарубежных банков.  По итогам сбора урожая, Фонд субсидирует 60 процентов выделенных кредитных средств в размере 8 процентных пунктов, но не более 50 процентов от ставки рефинансирования.

28. Фонд обеспечивает в установленном порядке и сроки открытие для организаторов хлопково-текстильного производства и кластера кредитных линий согласно агротехническим мероприятиям, с применением действующих условий финансирования выращивания фермерскими хозяйствами хлопка-сырца.

29. Средства, выделенные по льготной и субсидированной процентной ставке на выращивание хлопка-сырца, могут быть использованы исключительно для приобретения товаров (работ и услуг), необходимых для выращивания нового урожая хлопка-сырца, и не могут быть направлены на погашение ранее возникших обязательств владельцев счетов, не связанных с выращиванием нового урожая.

30. Дополнительные затраты на выращивание и поставку хлопка-сырца и расходы по приобретению сельскохозяйственной техники для фермерских хозяйств могут финансироваться организаторами хлопково-текстильного производства за счет собственных средств либо кредитов коммерческих банков, выдаваемых в том числе под залог экспортных контрактов на поставку текстильной и швейно-трикотажной продукции.

31. Кредиты Фонда выделяются на основе агротехнических мероприятий (карт) сроком на 11 месяцев. При этом погашение кредита осуществляется по истечение 11 месяцев, а исчисление срока погашения на каждый транш начинается с момента поступления средств хлопково-текстильным производствам и кластерам.

32. Сертификация хлопкового волокна, производимого для собственных нужд в рамках хлопково-текстильного производства и кластера, осуществляется в добровольной основе.

 

VI. Порядок осуществления мониторинга деятельности
хлопково-текстильного производства и кластера

33. Мониторинг деятельности хлопково-текстильного производства и кластера, ведется Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.

При этом районный отдел сельского хозяйства ежеквартально вносит информацию о результатах мониторинга в хокимият района и управление сельского хозяйства области.

34. Управление сельского хозяйства области ежеквартально вносит информацию о деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров в хокимият области и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан.

35. Фактический объем поставки на заготовительные пункты хлопкоперерабатывающих заводов хлопка-сырца, выращиваемого на основе хлопково-текстильного производства и кластера, определяется на основе данных электронного онлайн мониторинга, осуществляемого Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция).

Данные по результатам электронного онлайн мониторинга предоставляются в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике Инспекцией по форме ф. 1-paxta «Отчет о закупке хлопка-сырца».

 

VII. Порядок прекращения деятельности
хлопково-текстильного производства и кластера

36. Деятельность хлопково-текстильных производств и кластеров прекращается решением Кабинета Министров Республики Узбекистан на основании протокола Рабочей группы.

37. Основаниями для прекращения деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров могут являться:

прекращение деятельности организаторов хлопково-текстильных производств и кластеров в соответствии с законодательством;

обращения организаторов хлопково-текстильных производств и кластеров о прекращении деятельности;

обоснованные обращения в Рабочую группу Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей.

38. Обращения Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей о прекращении деятельности организаторов хлопково-текстильных производств и кластеров могут предоставляться по окончании хлопкового сезона в случае:

наличия письменных обращений фермерских хозяйств, участвующих в хлопково-текстильных производствах и/или кластерах с обоснованными фактами о грубом и систематическом нарушении хлопково-текстильным производством договоров контрактации;

безнадежного невыполнения принятых обязательств в части реализации проектов по созданию вертикально-интегрированных производств согласно бизнес-плану;

невыполнения в течение трех лет без обоснованных причин заявленных в бизнес-плане объемов выращивания хлопка-сырца, углубленной переработки хлопка-волокна до готовой текстильной и/или швейно-трикотажной продукции.

39. При принятии решения Кабинета Министров о прекращении деятельности:

хлопково-текстильного производства и не определении нового организатора хлопково-текстильного производства и/или кластера, фермерские хозяйства заключают договора с территориальным подразделением АО «Узпахтасаноат» на поставку хлопка-сырца;

хлопково-текстильного кластера и не определении нового организатора хлопково-текстильного кластера, земельные площади под выращивание хлопка-сырца предоставляются в установленном порядке фермерским хозяйствам.

40. Споры, возникающие в связи с прекращением деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров, рассматриваются в судебном порядке.

 

VIII. Ответственность сторон

41. Лица, нарушившие настоящее положение, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

 

 

Если у вас имеется предложение по данному проекту
просим Вас отправить ваши вопросы и предложение
по электронной почты info@uzts.uz,
а также по телефону: 71-202-22-44 (154)