На рынке морских контейнерных перевозок в сообщении с Китаем начался резкий рост ставок — по разным направлениям в два-пять, а то и в десять раз. Ряд операторов остановили прием заявок на отправки. На предновогодний скачок спроса и пандемию накладывается новый фактор — острый дефицит контейнеров. Традиционный дисбаланс торговли Китая с США и Европой, когда потоки из КНР многократно превышают встречные, усугубился, порожние контейнеры в большом количестве скопились в Северной Америке. Ситуация уже влияет на средний бизнес, для которого цена фрахта стала неподъемной, и может привести к росту стоимости товаров и компонентов, а также сроков доставки. Кроме этого существует ожидание снижения деловой и производственной активности в Китае в период Китайского нового года.
Перевозчики, экспедиторы и логисты, работающие с Китаем, отмечают резкий рост цен на отправку контейнеров. На направлении Китай—Узбекистан наблюдается дефицит контейнеров, из-за этого ставки фрахта за последние несколько недель выросли с $4 тыс. до $7–8 тыс.
С дефицитом контейнеров столкнулись все крупные перевозчики в основных портах КНР. В основном, наблюдается нехватка 40-фут контейнеров. Кроме того, многие перевозчики вводят ограничения на выпуск порожних контейнеров до того, как они запланированы к отправке.
Нехватка контейнеров оказала влияние на стоимость всей цепочки поставок, при этом фрахтовые ставки потенциально могут возрасти на любых звеньях цепи. Согласно данным Шанхайской судоходной биржи, стоимость доставки из Шанхая на западное побережье США выросла более чем на 80% с июня 2020 года. За первую неделю ноября он составил 4100 $ за 40-фут контейнер.
По оценкам экспертов, в условиях пандемии коронавируса, за девять месяцев 2020г. перевозки контейнеров по маршруту Китай-Европа составили 388 тыс. единиц (рост на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.).
Основными причинами роста контейнерных перевозок стали: запуск новых маршрутов по линии Китай-Европа (из гг.Таншань, Шицзячжуана, Гаои); дешевизна железнодорожных перевозок по сравнению с авиа- и морским транспортом.
В то же время сохраняется ряд проблемы для организации контейнерных перевозок, среди которых:
- нехватка железнодорожных вагонов и загруженность портов в Китае;
- увеличение объемов перевозок, создающее барьеры в транзитных пунктах на границах Польша-Беларусь и Китай-Казахстан;
- опасение Китая введения ЕС санкций в отношении Беларуси, которые могут угрожать стабильной перевозке грузов на маршруте Китай-Европа.
Какие решения предлагаются?
- планирование движения контейнеров между грузовыми терминалами требует сотрудничества между грузоотправителями, а также операторами терминалов. Хорошее планирование может помочь уменьшить простой контейнеров;
- устранить дефицит контейнеров в Китае могли бы помочь некоторые новые технологии;
- получить компенсацию части затрат на ее транспортировку при экспорте на готовую швейно-трикотажную продукцию.